![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

"В рамках благотворительной акции «Подари дрова» проходит сбор средств в пользу одиноких пожилых людей, которые не могут себе позволить купить дрова. В России больше восьми миллионов одиноких пенсионеров... Самое страшное время для стариков — зима... Если не запастись дровами с осени, зиму не пережить.
Александре Петровне Назаровой 85 лет. Бабушка живет одна в семидесяти километрах от Твери в деревне Жабкино. Купить дрова самостоятельно Александре Петровне не под силу. Пенсия всего шесть тысяч рублей, машина дров стоит пять. Похожая история и у 92-летней Екатерины Антиповны Кобраковой из деревни Барсучки Смоленской области. Пенсия маленькая, помочь некому. Из родственников – сын-инвалид. Бабушка едва сводит концы с концами. На дрова приходится копить месяцами.
Помочь пережить зиму одиноким пенсионерам......."
no subject
Date: 2015-10-18 07:06 pm (UTC)no subject
Date: 2015-10-18 07:10 pm (UTC)Колхозникам же паспорта просто не выдавались, а из колхоза было разрешено отлучаться лишь по однократной справке, выдаваемой председателем колхоза, с указанием цели и срока отлучки (но не более 30 суток) . Так что они были даже «более крепостными» , чем при царизме.
http://forum.vgd.ru/132/8622/
Главной особенностью паспортной системы 1932 года было то, что паспорта вводились только для жителей городов, рабочих поселков, совхозов и новостроек. Колхозники были лишены паспортов, и это обстоятельство сразу ставило их в положение прикрепленных к месту жительства, к своему колхозу. Уехать в город и жить там без паспорта они не могли: согласно п. 11 постановления о паспортах такие "беспаспортные" подвергаются штрафу до 100 рублей и "удалению распоряжением органов милиции". Повторное нарушение влекло за собою уголовную ответственность. Введенная 1 июля 1934 года в УК РСФСР 1926 года статья 192а предусматривала за это лишение свободы на срок до двух лет.
Таким образом, для колхозника ограничение свободы места жительства стало абсолютным. Не имея паспорта, он не мог не только выбрать, где ему жить, но даже покинуть место, где его застигла паспортная система. "Беспаспортный", он легко мог быть задержан где угодно, хоть в транспорте, увозящем его из села.
В таком виде паспортная система и система прописки просуществовали до 70-х годов. В 1970 году возникла небольшая лазейка для непаспортизированных, приписанных к земле колхозников. В принятой в этом году "Инструкции о порядке прописки и выписки граждан исполкомами сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся", утвержденной приказом МВД СССР, была сделана внешне незначительная оговорка: "В виде исключения разрешается выдача паспортов жителям сельской местности, работающим на предприятиях и в учреждениях, а также гражданам, которым в связи с характером выполняемой работы необходимы документы, удостоверяющие личность".
Этой оговоркой и стали пользоваться все те - особенно молодежь, - кто любыми средствами готов был бежать из разоренных деревень в мало-мальски обеспеченные города.
Но лишь в 1974 году началась поэтапная законная отмена крепостного права в СССР.
Новое "Положение о паспортной системе в СССР" было утверждено постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 года за №677. Самое существенное отличие его от всех предыдущих постановлений - это то, что паспорта стали выдавать всем гражданам СССР с 16-летнего возраста,
впервые включая и жителей села, колхозников.
Полная паспортизация началась, однако, лишь 1 января 1976 года и закончилась 31 декабря 1981 года. За шесть лет в сельской местности было выдано 50 миллионов паспортов.